Home » Программа

Программа

Общественного движения TAXI 2018

ПРОЕКТ

По состоянию на 16.09.2015 г.

I. Глобальные процессы изменившие такси.

    Такси в Российской Федерации является отдельным видом автомобильного транспорта, обеспечивающим высокий уровень мобильности населения, как мегаполисов, так и жителей малых городов и сельской местности. Как вид автомобильного транспорта, такси – представляет собой комплекс взаимосвязанных видов деятельности, включающий в себя собственно перевозку пассажиров и багажа легковыми такси, деятельность по принятию заказов на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, инфраструктуру легкового такси.

Как вид автомобильного транспорта, такси обеспечивает мультипликативный эффект для развития смежных видов экономической деятельности, рабочие места и возможность открытия малого бизнеса для граждан России.

В начале XXI века, в организации деятельности такси во всем мире произошли технологические изменения, связанные с массовой автомобилизацией населения, широким внедрением  информатизации и технологий спутниковой навигации. Ядро технологического уклада  деятельности такси – собственно перевозка пассажиров на автомобиле осталось неизменным, однако оболочка, периферия технологии – системы обеспечивающее вызов легкового такси, претерпели кардинальные изменения. По экспертным оценкам в мире сейчас насчитывается более 7 миллиардов смартфонов, к 2020 году их количество превысит 30 миллиардной отметки. В связи с этим получили широкое развитие технологии вызова такси через мобильные интернет приложения, обеспечивающие мгновенную коммуникацию водителя и пассажира. Это привело к появлению нового типа диспетчерских онлайн-центров по вызову такси, стремящихся к глобализации и охвату национальных рынков таксомоторных перевозок.

В условиях повсеместного возврата к регулированию государством рынков такси, внутри технологического уклада возник конфликт, связанный с устаревшими «аналоговыми» принципами  регулирования уже «цифрового» сегмента деятельности такси – вызова такси с помощью любых видов связи. Учитывая особенности тарифообразования в такси, несовершенство национального законодательства, широкое развитие получили системы связи водителя и пассажира, построенные на принципах экономики совместного использования автомобилей, так называемой «долевой экономики».

Суть этого экономического явления в привлечении как можно большего количества неквалифицированных исполнителей для выполнения услуги, в данном случае – для перевозки пассажиров, с помощью информационных систем. При этом тарифы на оказываемые услуги имеют тенденцию к снижению вплоть до себестоимости коммуникации водителя и пассажира. Развитие подобных систем, имеет четкую тенденцию к монополизации крупными IT корпорациями, привлекающими на международных рынках капитала крупные инвестиции, благодаря стремительно растущим оборотам. Большая часть этих инвестиций тратится на субсидирование поездок водителям с целью искусственного поддержания низких тарифов.

Следствием этих процессов являются изменения технологического уклада, носящие институциональный характер – системы общественного автомобильного транспорта экономически вытесняются технологией использования частных автомобилей для оказания услуги такси. С точки зрения государства в этих процессах есть всего лишь один плюс – дешевые перевозки для населения. Однако, он не бесконечен. Так как ядро технологического уклада остается прежним – пассажиров все также перевозит автомобиль, управляемый водителем, с окончанием процесса монополизации периферийной оболочки технологии IT корпорациями — цена перевозки начнет расти, не подкрепленная финансовыми вливаниями.

Процессы замены такси как вида автомобильного транспорта на системы совместного использования автомобилей имеют следующие негативные последствия:

  1. Отсутствие государственных гарантий на безопасную перевозку;
  2. Сокращение рабочих мест, ликвидация трудовых отношений;
  3. Уход от налогообложения;
  4. Сокращение спроса на новые автомобили;
  5. Снижение уровня безопасности дорожного движения;
  6. Монополизация рынков такси крупными IT корпорациями;
  7. Невозможность транспортного планирования;
  8. Неэффективность государственного контроля.

II. Такси в Российской Федерации

По экспертным оценкам в Российской Федерации, свыше полутра миллионов  легковых автомобилей заняты оказанием услуги перевозки пассажиров на коммерческой основе. В среднем, ежедневно такси перевозит по РФ не менее 15 миллионов пассажиров. Общий объем оказываемых услуг такси в РФ, в финансовом измерении составляет 315 миллиардов рублей в год (по оценке международных и российских экспертов рынка за 2014 год). Средний срок использования легковых транспортных средств в профессиональном такси – 3 года. Средний пробег легкового такси в мегаполисах колеблется от 150 до 200 тысяч км., в регионах – от 100 до 150 тысяч км. в год.

Учитывая особенности вида деятельности и эксплуатации легкового такси, при условии решения системных проблем государственного регулирования деятельности такси и внедрения специальных финансовых инструментов – потенциальный объем рынка продаж специализированных автомобилей такси в Российской Федерации составляет не менее 100000 ТС в год.

Количество выданных разрешений на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковыми такси, по состоянию на 19.06.2015 года, в субъектах Российской Федерации составляет 630065 единиц. Из них 136515 разрешений аннулировано, что отображает тенденцию ухода бизнеса в тень.

В среднем (на примере Тульской области, где стоимость патента для индивидуального предпринимателя составляет  1900 рублей в месяц), каждая тысяча нелегальных таксистов обходится бюджету субъекта Российской Федерации в 22800000 рублей недополученных налогов в год.

В силу особенностей существующих региональных рынков такси, за исключением Москвы, в отрасли не существует крупных игроков с административным и финансовым ресурсом (80-90% — индивидуальные предприниматели, имеющие 1 ТС). Индивидуальные предприниматели  выполняют заказы диспетчерских служб и мобильных приложений по вызову такси.

За последнее время, помимо Москвы, в субъектах Российской Федерации начинают свою активную деятельность мобильные приложения по вызову такси международных компаний UBER, GET и Яндекс. Данные организации оказывают услуги в следующих городах России: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Сочи, Нижний Новгород, Новосибирск, Калининград, Тула, Уфа и Воронеж. Объявленная стратегическая цель – охват этими системами каждого города России с населением свыше 500000 человек

Региональные рынки таксомоторных услуг характеризуются высокой конкуренцией, обусловленной превышением предложения транспортных средств над спросом на перевозки легковыми такси, массовым развитием нелегального извоза и рыночным установлением примерно одинаковых тарифов участниками деятельности такси. В результате установления на рынках искусственно заниженных тарифов на перевозку диспетчерскими службами и мобильными приложениями по вызову такси, средняя продолжительность нахождения на линии водителей такси возросла до 16 часов, что негативно влияет на безопасность дорожного движения.

При этом такси является единственным видом транспорта Российской Федерации, в котором не застрахована ответственность за причиненный ущерб жизни и здоровью пассажиров.

Отсутствие любых форм государственной поддержки предпринимательства в сфере такси (исключение составляет Москва), неэффективность государственного регионального контроля, в разы возросшая стоимость ОСАГО для легкового такси, недобросовестная конкуренция, простота и выгодность работы без получения разрешения на деятельность такси – все эти факторы способствуют замене такси, как части региональных транспортных систем, на организацию перевозок пассажиров частными водителями.

Основной причиной этих негативных тенденций является несовершенство системы законодательства в сфере деятельности такси и не реализация имеющихся у субъектов Российской Федерации полномочий по организации транспортного обслуживания населения легковыми такси.

III.  Приоритеты

Приоритетами Общественного движения TAXI 2018 являются:

  1. Сохранение и развитие такси как вида автомобильного транспорта;
  2. Признание такси частью транспортной системы субъектов Российской Федерации;
  3. Безопасность и государственные финансовые гарантии безопасности пассажиров легкового такси.
  4. Ответственность всех участников рынков такси – как собственно занимающихся перевозкой пассажиров, так и организующих перевозку и принятие заказа на предоставление транспортного средства легкового такси;
  5. Система трудовых и социальных гарантий для водителей легкового такси, профессионализм и профессиональная подготовка.
  6. Равные условия ведения бизнеса и развитие конкуренции, основанной на качестве услуг, а не на снижении цены за перевозку.

IV. Цели, задачи и стратегические инициативы

           Деятельность Общественного движения TAXI 2018 заключается в консолидации отраслевых центров влияния, профессиональных компетенций участников рынка и экспертов, с целью выработки и реализации основных направлений государственной политики в сфере деятельности такси, развития систем транспортного обслуживания населения легковыми такси в субъектах Российской Федерации, внедрения и развития информационных технологий организации государственного регионального контроля за деятельностью такси, а также создания системы финансовых гарантий безопасности жизни и здоровья пассажиров легкового такси.

Целью Общественного движения TAXI 2018 является общественная координация проведения комплекса мероприятий по созданию и реализации к 2018 году, в городах участниках Чемпионата мира по футболу 2018, системы таксомоторного обслуживания участников и гостей ЧМ 2018, и дальнейшее тиражирование созданных систем во всех субъектах Российской Федерации.

Для достижения заявленных целей необходимы скоординированные действия  по разработке и реализации семи стратегических инициатив TAXI 2018, направленных на создание условий по инновационному развитию такси как вида автомобильного транспорта:

  1. Стратегическая инициатива по ревизии федерального законодательства — включает в себя определение соотношения ответственности, обязанностей и прав участников рынков таксомоторных перевозок по всем направлениям – гражданско-правовое, административное, налоговое, трудовое право.
  2. Стратегическая инициатива по определению полномочий регионов по нормативно-правовому закреплению правил ведения бизнеса такси на территории субъекта Российской Федерации, в рамках существующих полномочий по организации транспортного обслуживания населения легковым такси.
  3. Стратегическая инициатива в сфере использования государством технологий применяющихся мобильными приложениями по вызову такси и диспетчерскими службами, для создания государственных систем управления транспортом и автоматизации государственных функций в сфере такси.
  4. Стратегическая инициатива по созданию региональных информационных центров контроля и организации транспортного обслуживания легковыми такси в субъектах Российской Федерации, на принципах ГЧП с использованием инфраструктуры наиболее технологически развитых диспетчерских центров, получающих информацию о каждом вызове легкового такси в режиме он-лайн.
  5. Стратегическая инициатива по разработке системы финансового гарантирования жизни и здоровья пассажиров легкового такси, а также создания инвестиционных инструментов для реализации целевых программ развития легкового такси в субъектах Российской Федерации.
  6. Стратегическая инициатива по определению понятия инфраструктура легкового такси, правил её использования и совершенствованию существующих правил перевозки, стоянки и остановки легкового такси.
  7. Стратегическая инициатива в сфере создания условий по развитию информационных и других технологий в сфере легкового такси. Широкое использование открытых данных, применение indoor-навигации для создания локальных приложений по вызову такси, развитие каршеринговых городских систем, экологического транспорта и тестирование беспилотных автомобилей.

V. Заключение

          Такси – это один из древнейших профессиональных цехов, с высоким уровнем самоорганизации. После принятия в 2011 году федерального законодательства о такси процессы формирования профессиональных объединений бизнеса такси активизировались, и сегодня профессиональное сообщество учится защищать отраслевые интересы, и осуществлять совместные действия с целью влияния на государственную политику в сфере такси. В сложившихся экономических реалиях, наиболее целесообразным является общественно-политическая деятельность, направленная на выработку новых принципов государственного регулирования деятельности такси в России.